Эксперты ОЭСР и ФАО достаточно пессимистично смотрят на возможности КНР достичь полной продовольственной независимости к 2020 г. Они полагают, что серьезные макроэкономические проблемы страны вряд ли будут решены в столь короткие сроки. В целом они ожидают, что до конца нынешнего десятилетия рост потребления продовольствия в Китае будет несколько опережать рост производства: среднегодовые темпы изменения этих показателей, по их прогнозу, составят соответственно 1,9% и 1,7%.
Очевидно, что накормить свое население только за счет внутренних ресурсов Китаю к 2020 г. не удастся, и по многим продуктам зависимость от импорта еще больше усилится.
На первое место выйдет зерно, по которому страна может утратить ранее достигнутую самообеспеченность, а также к масличные – постоянной “головной боли” сельского хозяйства Китая.
Некоторые китайские и зарубежные экономисты полагают, что улучшению качества продуктов питания в Китае могло бы способствовать более широкое использование аутсорсинга, отмечая рост китайских инвестиций в приобретение и аренду земельных участков в Мексике, на Кубе, в России, Казахстане, Камеруне, Уганде, Танзании, Лаосе, на Филиппинах и в Австралии). Эксперты обращают внимание: дополнительным преимуществом этого бизнеса являются связанные с ним снижение издержек производства и рост среднего уровня доходности на предприятиях и фермах.
Оппоненты аутсорсинга, не отрицая его сильных сторон, подчеркивают: немного стран используют этот метод ведения сельскохозяйственного бизнеса в достаточно широких масштабах. Для инвесторов риски связаны с тем, что для достижения ощутимого экономического эффекта хозяйственную деятельность необходимо осуществлять на крупных земельных участках, неся при этом значительные транспортные расходы, и испытывая как минимум недоброжелательное отношение со стороны местного населения. Во всяком случае, китайские инвесторы, вступившие во владение землей в других странах, регулярно слышат обвинения в неоколониализме.
Китай с его огромным рынком сбыта является крупнейшим торговым партнером многих стран. К числу государств, весьма сильно зависящих от объема китайского продовольственного импорта, относится и Австралия. Экспорт сельскохозяйственной продукции, морепродуктов и лесных товаров из Австралии в Китай вырос с $3,4 млрд. в 2009/10 г. до $7,0 млрд. в 2011/12 г. (И. Дробница, БИКИ/Продукты питания Украины и мира)
(Окончание)