В целом после вступления в ВТО темпы роста сельскохозяйственного и продовольственного импорта Китая существенно опережали соответствующие темпы роста производства. В результате рассчитываемый “OECD” и “FAO” “индекс торговой зависимости” (trade dependance), определяемый как доля импорта (в стоимостном выражении) в валовой добавленной стоимости, созданной в сельскохозяйственном секторе, вырос с 15% в 2001 г. до 21% в 2011 г.
Для многих отраслей сельского хозяйства Китая снижение импортных пошлин стало настоящей “школой выживания”. В числе наиболее пострадавших оказались производители соевых бобов.
Соевая отрасль Китая начала испытывать трудности еще в 90-годы прошлого века, когда из-за относительно низкой рентабельности производства часть посевных площадей под соя-бобами была передана производителям зерна, а урожай этой масличной культуры в стране практически перестал расти, а в отдельные годы даже снижался. После присоединения к ВТО этот процесс получил еще большее ускорение, поскольку себестоимость производства соя-бобов в Китае существенно выше аналогичного показателя в других странах. Из-за разницы в ценах даже китайские предприятия-производители соевого масла и шрота предпочитают использовать импортные соя-бобы, а их заводы находятся, как правило, вблизи морских портов. Это особенно касается иностранных предприятий. Они владеют более 40% мощностей по прессованию соя-бобов на территории Китая.
Следствием кумулятивного действия различных факторов (включая снижения ставки таможенной пошлины с протекционистских 40% до символических 3%) стало то, что в первые годы XXI в. в КНР хлынул практически неконтролируемый поток соя-бобов из самых разных стран. В результате Китай стал их важнейшим мировым импортером, а сами соя-бобы – самой крупной статьей сельскохозяйственного и продовольственного импорта страны (в 2012 г. на них приходилось около 2% всего ввоза сельхозпродукции).
Вступление в ВТО, столь позитивно повлиявшее на импорт Китая, практически не оказало стимулирующего воздействия на объемы его сельскохозяйственного экспорта. Можно выделить лишь три продукта – фрукты, шоколад и кофе, экспорт которых в 2000-2012 гг. развивался опережающими темпами. Формально в число этих продуктов входит и ячмень, однако крайне ограниченный объем его экспорта в 2012 г. на фоне почти полного отсутствия такового в 2000 г. не позволяет считать ячмень продуктом, “полноценно” выигравшим от либерализации внешнеторгового режима. (И. Дробница, БИКИ/Продукты питания Украины и мира)
(Продолжение следует)